Семинар-практикум «Психологическая комфортность в условиях образовательной среде»
14.05.202214.05.2022 года педагогом психологом в рамках плана работы на 2021-2022 год для педагогов был проведен семинар-практикум на тему «Психологическая комфортность в условиях образовательной среды»
«Создание психологического комфорта в образовательной среде»
Главная задача образовательного учреждения – дать ученику необходимые знания, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Однако ученик – это человек со всеми своими биологическими и психологическими особенностями, и, подчиняясь общим законам природы, его организм адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых он существует, растет и развивается. Если условия хороши, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, то такая адаптация протекает благоприятно, ребенок становится сильнее, здоровее, умнее, расширяет свои физические и интеллектуальные возможности, становится полноценным и продуктивным членом общества. Если же условия плохи, не отвечают основным требованиям, не соответствуют физиологическим и психологическим потребностям растущего ребенка, то адаптация к ним протекает сложно, организму приходится излишне расходовать свои адаптивные ресурсы, что часто приводит к стрессу и срыву адаптации.
Создание качественной образовательной среды, основанной, прежде всего на принципах сохранения и укрепления здоровья детей и стимулировании позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, принимается педагогическим коллективом нашей школы как приоритетное направление. - это особый мир детства, мир надежд и радости, где наиболее благоприятная почва для творческой личности. Школа должна стать подлинной территорией здоровья и гармоничного развития.
Комфорт можно рассматривать с двух точек зрения:
С психологической точки зрения комфорт школьника – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.
С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутришкольной среды и образовательной деятельности школьника, в результате которой он реализует свои способности и возможности, получает удовлетворение от учебной деятельности, от общения с педагогами и сверстниками.
Комфортная внутри школьная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
В школе существует подготовка будущих первоклассников. Основная идея его заключается в том, что ребенок попадает в специальное развивающее пространство и работает в нем в сотрудничестве с учителем и другими детьми. Причем хотелось бы отметить, что занятия ведут педагоги, которые будут обучать детей в дальнейшем. В одной группе работают разные учителя. Каждый учитель ведет определенный предмет. Это позволяет определить наиболее взаимоприятное взаимодействие учителя и ученика. Ведь если у ребенка будет ощущение того, что его чувства и переживания принимаются, понятны и интересны педагогу, можно говорить о сохранении психического здоровья личности, а для педагога – удовлетворенности, видимом результате в лице счастливых и благодарных воспитанников.
Психологические аспекты комфортного пребывания в школе:
Комфортное пребывание детей в школе предполагает психологический комфорт.Показатели, характеризующие степень благоприятности пребывания детей в школе, по большей части связаны с психологическим компонентом образования.Большинство респондентов комфорт в школе связывают прежде всего с чувством успешности, хорошим настроением, желанием учиться и работать.Показатели, характеризующие степень неблагоприятности пребывания детей в школе, также связаны с психологическим состоянием участников.
Таким образом, для создания школы, комфортной для детей, в первую очередь необходимо создать благоприятный социально-психологический климат внутри ОУ.
Психолог, соц. педагог и логопед взаимодействуют в совместной деятельности, целью которой является развитие детей. Особое внимание обращается на организацию ценностно-ориентационного единства участников образовательного процесса.
На наш взгляд, в целях создания комфортных условий пребывания детей в школе можно реализовать следующее:
Возможно введение в классах так называемого часа психолога, что позволит педагогу-психологу проводить систематическую профилактическую работу в каждом классе.
Работу по адаптации обучающихся первых и пятых классов начинать до начала учебного года через организацию специальных адаптационных занятий.
Организация комфортных условий для адаптации дошкольников к обучению в школе».
В нашем учреждении успешно решается проблема адаптации ребенка при переходе от дошкольного детства к школьному. Педагоги младшего школьного звена посещают занятия детей в дошкольных группах, заранее знакомясь с индивидуальными особенностями каждого воспитанника. Большая роль на данном этапе отводится логопеду и педагогу-психологу, который помогает преодолеть возможные возникающие трудности при переходе от игровой деятельности к обучению.
Активно ведется работа с родителями: совместная проектная деятельность, заседания родительского университета, родительские собрания.
Все это способствует гармоничному развитию ребенка и, в свою очередь, повышает качество образования.
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение:
* тесное сотрудничество педагогов с психологом, логопедом школы и психологами реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-логопедического здоровья школьников;
* предупреждение конфликтных ситуаций «учитель – ученик», «ученик-ученик», «родитель-учитель»; реализацию программ направленных на установление доброжелательных отношений;
* решение проблем, связанных с высоким уровнем тревожности у учащихся;
* решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся с проблемами речи, интеллектуального развития; помощь в преодолении психологического барьера.
* организация психологических консультаций для учащихся, педагогов и родителей;
* становление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.
Цель: создать современную образовательную среду, обеспечивающую комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности.
Задачи:
Создать условия безопасного и комфортного пребывания детей в школе.Внедрять систему здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих полноценное развитие школьников – физическое, интеллектуальное, духовное, психическое.Формировать психологическое здоровье детей для адаптации к социуму.Активное приобщение родителей к воспитанию детей.Способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем.Формирование коммуникативных навыков, совершенствование навыков устной и письменной речи.
Участники программы:
ПедагогиОбучающиесяРодителиФельдшер школы
Направления работы:
Социально-педагогическая, психологическая, логопедическая диагностикаКоррекцияПрофилактикаИндивидуальное и групповое консультированиеПросвещение
Формы работы:
Семинар Родительские собрания Психолого-педагогические консилиумы Диагностика Педагогические советы Коррекционные и развивающие занятия Индивидуальные и групповые консультации
Методы работы:
Анкетирование Тестирование Наблюдение Опрос Беседа Мини-лекция Рефлексия Деловая игра Экспресс-диагностика Самодиагностика Тренинговые приемы Игровые приемы и упражнения Психолого-педагогические упражнения Логопедические занятия Уроки психологии
Создание психологического комфорта в образовательной среде
Направление
Действия
Сроки
Исполнители
1.Медицинская, социально-педагогическая, психологическая, логопедическая диагностика
- диагностика состояния здоровья учащихся;
- диагностика среды жизнедеятельности учащихся, включая образовательную, психологическую и семейную;
- выявление школьных трудностей, их анализ на основе закономерностей развития ребенка и поиск путей преодоления;
-выявление детей «групп риска» по школьной и социальной дезадаптации;
- логопедическое обследование
-диагностика готовности к обучению в 1 классе
-диагностика адаптации в 5 классе:
-социометрия,
-тревожность,
-учебная мотивация,
-рейтинг предметов
-диагностика адаптации в 1 классе:
-эмоциональное состояние,
-самооценка,
-мотивация,
-тревожность,
-отношение к школе
-диагностика уровня тревожности 7-11 классы
-диагностика интеллектуального развития 4 классы
-диагностика по профориентации (8-11классы)
-диагностика комфортного пребывания в школе
-диагностика суицида
-диагностика одаренности
Сентябрь- октябрь 2021г;
март-апрель 2022г.
Сентябрь;
Март 2022 г.
Сентябрь 2021г.;
Апрель-май 2022г.
Октябрь 2021г.
Ноябрь 2021г.
Ноябрь –декабрь 2021г.
Декабрь-январь 2021-2022г.
Январь-февраль 2022г.
Март 2022г.
Апрель2022г.
Апрель-май 2022г.
администрация
школы, медсестра школы
соц. педагог
классные руководители
педагог-
психолог, соц.педагог
педагог-
психолог, соц.педагог
учитель-логопед
педагог-
психолог,
педагог-
психолог
педагог-
психолог
педагог-
психолог
педагог-
психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
2.Коррекционная работа
- коррекционные и развивающие
занятия;
- внедрение психологических, педагогических, медицинских методов коррекции;
- внедрение новых индивидуально-коррекционных методов;
В течение учебного года
педагог-
психолог,
3. Профилактика
- подготовка и проведение классных часов, мероприятий;
- беседы, круглые столы;
- организация и работа Совета профилактики,
- организация работы родительского патруля, посещение семей «группы риска»
В течение учебного года
педагог-
психолог, соц.педагог
4.Просвещение
- подготовка и проведение мероприятий для обучающихся и педагогов школы;
- подготовка и проведение родительских собраний и «Родительского университета»
- выступление на педагогических советах
В течение учебного года
По общешкольному плану
педагог-
психолог,
соц.педагог
5.Консультации
Индивидуальные и групповые.
В течение учебного года
педагог-
психолог,
соц.педагог
6.Анализ и мониторинг комфортного пребывания учащихся в школе
- оценка проведенных мероприятий;
Май 2022г.
педагог-
психолог,
соц.педагог медсестра школы
Ожидаемые конечные результаты программы:
Повышение уровня психологического здоровья учащихся. Развитие потенциальных возможностей школьников. Повышение приоритета здорового образа жизни. Повышение мотивации к учебной деятельности, здоровому образу жизни. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении психологического здоровья школьников. Развитие гармонично развитой личности.
Выполнил
Педагог психолог
Абдулкадырова З.Б.
Дата проведения
14 мая 2022 год