О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
начальное общее образование
Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Ники-Хитинская СШ» (далее – школа, образовательная организация) разработана в соответствии с:
¾ Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
¾ Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286;
¾ Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения от 18 мая 2023 г. № 372.
При разработке основной общеобразовательной программы использованы федеральные рабочие программы учебных предметов. В соответствии с пунктом 6.4. статьи 12 Закона «Об образовании в Российской Федерации) такая учебно-методическая документация не разрабатывается.
Также при реализации ООП НОО учтены требования:
¾ Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
¾ Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Приложением к ООП НОО являются локальные нормативные акты образовательной организации, конкретизирующие и дополняющие основную образовательную программу.
Разработка и утверждение основной образовательной программы и приложений к ней регламентируются законодательством.
Основная образовательная программа начального общего образования является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не освоившие программу начального общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Учебные предметы: Русский язык; Литературное чтение; Родной язык (чеченский); Литературное чтение на чеченском языке;Иностранный язык (Английский язык); Математика; Окружающий мир; Музыка; Изобразительное искусство; Технология; Физическая культура; Основы религиозных культур и светской этики | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | нет | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | нет | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
основное общее образование
Основная образовательная программа основного общего образования является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность МБОУ «Ники-Хитинская СШ» (далее – школа, образовательная организация) в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Основное общее образование является необходимым обязательным уровнем образования.
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Учебные предметы: Русский язык; Литература; Иностранный язык (английский и немецкий); Родной язык (чеченский); Родная литература (чеченская); Математика; Алгебра; Геометрия; Вероятность и статистика; Информатика; История России. Всеобщая история; Обществознание; География; Физика; Химия; Биология; Музыка; Изобразительное искусство; Технология; Основы безопасности жизнедеятельности; Физическая культура | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | нет | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | нет | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
Дополнительная общеобразовательная программа
В современных условиях перехода к информационному обществу актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: • свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека • вариативность содержания и форм организации образовательного процесса • доступность глобального знания и информации для каждого • адаптивность к возникающим изменениям Работа объединений дополнительного образования школы строится на основе нормативно-правовой документации: • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 года №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189), с изменениями от 24.11.2015 года. • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». • постановлению Главного государственного санитарного врача России Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 от 30.06.2020 в условиях распространения COVID-19; 3 • рекомендациям из письма Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24; положениям письма Роспотребнадзора от 20.07.2020 № 02/14783-2020-32. • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" • Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 года «Концепция развития дополнительного образования детей» • Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2506-р от 24.12.2013 года «Концепция развития математического образования в Российской Федерации» • Устав МБОУ «Ники-Хитинская СШ» • Положение о дополнительном образовании МБОУ «Ники-Хитинская СШ» Образовательная программа: учитывает запросы обучающихся и их родителей (законных представителей), способствует реализации права родителей (законных представителей) на информацию об образовательном учреждении, право на выбор направленности, вида деятельности, право на гарантию качества образовательных услуг; является основанием для определения качества реализации образовательной деятельности; определяет цели, задачи, направления развития образования, координирует деятельность всего педагогического коллектива. • Субъекты деятельности: педагоги, обучающиеся, родители (законные представители).
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Краткая характеристика направлений дополнительных общеобразовательных программ: Физкультурно-спортивные объединения: - физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу; - психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде; - дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме. Художественно-эстетические объединения: - физическое развитие: развивают мелкую моторику; - психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению; воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение; - дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и др. Социально-педагогические объединения: - физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво; - психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей; развитие основных психических функций - внимания и памяти; преодоление страха перед публичными выступлениями; развитие воображения; возможность для самовыражения; - дополнительные преимущества: знакомство с основами журналистики. Культурологические объединения: деятельность объединений направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | нет | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | нет | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
среднее общее образование
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Учебные предметы: Русский язык; Литература; Иностранный язык (английский и немецкий); Родной язык (чеченский); Родная литература (чеченская); Математика; Алгебра; Геометрия; Вероятность и статистика; Информатика; История России. Всеобщая история; Обществознание; География; Физика; Химия; Биология; Основы безопасности жизнедеятельности; Физическая культура; Астрономия. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | - | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | - | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися АООП ООО (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС ООО.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Обозначенные в Стандарте критерии также распространяются на требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы слабовидящими обучающимися, и содержательно дополняются с учетом специфики обучения данной категории детей.
Личностные результаты освоения АООП ООО должны отражать:
• умение сопоставлять и корректировать зрительные впечатления с учетом полученных знаний об особенностях своего зрительного восприятия, на основании сформированных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
• способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;
• способность воспринимать адекватно возрасту ключевые события происходящего в социуме, осознавать себя частью социума, принимать соответствующие возрасту ценности;
• умение применять в коммуникативной деятельности вербальные и невербальные формы общения.
Метапредметные результаты освоения АООП ООО включают освоенные слабовидящими обучающимися:
• универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями;
• умение использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебно познавательной, ориентировочной, трудовой);
• применять зрительно-осязательный способ обследования и восприятия;
• умение использовать современные средства коммуникации использующиеся на данном образовательном уровне;
• владение слабовидящими обучающимися навыками пространственной и социально бытовой ориентировки;
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия с учетом,
• имеющегося зрительного диагноза в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Предметные результаты освоения АООП ООО слабовидящими обучающимися, с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, полученные знания и умения должны обеспечивать успешное обучение на следующей уровне общего образования и отражать готовность их применения.
Требования к предметным результатам АООП ООО полностью совпадают с требованиями к предметным результатам ФГОС ООП ООО, однако, в связи с имеющимися особенностями восприятия и переработки визуальной информации, а также спецификой обучения слабовидящих обучающихся, отдельные дисциплины содержат дополнительные требования к предметным результатам освоения АООП ООО.
Филология
Русский язык. Родной язык:
• сформированность навыка письма плоским шрифтом;
Литература. Родная литература:
• сформированность навыка чтения плоского шрифта;
• сформированность навыков чтения электронных аудио и текстовых книг. Иностранный язык. Второй иностранный язык:
• сформированность навыков письма и чтения плоского шрифта изучаемого иностранного языка;
• владение технологией доступа к электронным ресурсам на иностранном языке.
Общественно-научные предметы
История России. Всеобщая история
Обществознание География
• владение тактильно-зрительным способом чтения цветных рельефных географических карт.
Математика и информатика
Математика. Алгебра. Геометрия:
• владение тактильно-зрительным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;
• умение выполнять геометрические построения, построение графиков функций, диаграмм и т.п. с помощью соответствующих приспособлений;
• читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости.
Информатика:
Программа по предмету «Информатика и ИКТ» должна учитывать особенности освоения слабовидящими обучающимися практической части курса:
• владение основным функционалом программы увеличения изображения на экране ПК; • владение «слепым» десятипальцевым способом ввода информации на стандартной компьютерной клавиатуре;
Искусство
Изобразительное искусство.
владение тактильно-зрительным способом обследования и восприятия:
• рельефных изображений предметов, контурных изображений и т.п.;
• умение пользоваться рисунком при изучении различных учебных предметов;
• иметь представление о выдающихся произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства; • владение навыками графического изображения предметов, процессов и явлений с натуры, по памяти, по представлению.
Технология
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
• знания слабовидящих обучающихся о различных материалах труда и их применении, о трудовых операциях и технологических процессах.
• приемы осязательного, слухового и визуального самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;
• представления о современных бытовых теплотехнических средствах приборах и их применение в повседневной жизни;
• основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
• использование при выполнении работ инструкционно- технологических карт; ориентирование в области получения профессионального образования и последующего трудоустройства человека с глубоким нарушением зрения, основы планирования профессионального роста.
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура:
• сформированность у слабовидящих обучающихся жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений;
• достижение возможного в данном возрасте уровня развития координации, точности и быстроты движений, функции равновесия, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах, выносливости;
• при отсутствии индивидуальных противопоказаний физическая подготовка слабовидящих обучающихся включает: элементы гимнастики и легкой атлетики, подвижные игры, ходьбу на лыжах;
• повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям и расширение его функциональных возможностей (улучшения регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно- двигательного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);
• специальные знания в области физической культуры, спорта, в т.ч. знание различных спортивных дисциплин для лиц с глубоким нарушением зрения и их достижения в этих видах спорта;
• воспитание морально-волевых качеств (настойчивости, смелости),
• имеющих важное, значение в бытовой и трудовой деятельности;
• воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Основы безопасности жизнедеятельности:
• умение ориентироваться с помощью сохранных анализаторов и безопасно передвигаться в пространстве (использование при самостоятельном передвижении и ориентировании трости для слабовидящих);
• сформированность у слабовидящих обучающихся необходимых гигиенических знаний и навыков;
• владение способами и приемами ориентировки с помощью вспомогательных средств (системы ориентиров, высокотехнологичных средств реабилитации, в т.ч. навигаторов, различных оптических средств и т.п.);
• знать правила безопасности труда и личной гигиены, уметь оказывать первую помощь. В требования к планируемым результатам освоения АООП ООО включаются требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы. Результатами освоения, слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы, выступают :
• овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
• овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;
• повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке:
совершенствование навыков ориентировки в микро пространстве и формирование умений в
ориентировке в макро пространстве;
• умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях;
• умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебнопознавательной деятельности и повседневной жизни;
•умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания;
• развитие межличностной системы координат «слабовидящий -нормально видящий»: развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях;
•овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками;
• развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все
анализаторы;
• развитие умения четко излагать свои мысли;
• развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости;
• развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;
• повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего;
• повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений, окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах,
нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.
Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы пр оявляются в следующих достижениях:
• использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно познавательном процессе и повседневной жизни; • сформировал основные навыки ориентировки в микро пространстве; овладел основными навыками ориентировки в макро пространстве;
• имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;
имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;
• проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);
• умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
• способен к проявлению социальной активности;
• проявляет познавательный интерес, познавательную активность;
• способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
• способен проявлять настойчивость в достижении цели;
• способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом); знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | нет | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | нет | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
Об учебном плане
1. Пояснительная записка к учебному плану МБОУ «Ники-Хитинская СШ» на 2024-2025 учебный год.
2. Учебный план МБОУ «Ники-Хитинская СШ» для 1 – 4 классов на 2024-2025 учебный год утвержден в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Учебный план МБОУ «Ники-Хитинская СШ» для 5 – 9 классов на 2024-2025 учебный год утвержден в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
4. Учебный план МБОУ «Ники-Хитинская СШ» для 10 - 11 классов на 2024-2025 учебный год утвержден в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основной образовательной программы среднего общего образования.
О календарно-учебном графике
1. Годовой календарный учебный график МБОУ «Ники-Хитинская СШ» на 2024-2025 учебный год.
2. График школьных каникул МБОУ «Ники-Хитинская СШ» на 2024-2025 учебный год.
О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа
Аннотации к рабочим программам
Численность обучающихся
В организации | В каждой параллели | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Всего | 120 | 7 | 12 | 12 | 14 | 10 | 16 | 18 | 12 | 12 | 4 | 3 |
Свободно | 10 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | |
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет средств физического и (или) юридического лица | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Всего | Всего | 120 | 7 | 12 | 12 | 14 | 10 | 16 | 18 | 12 | 12 | 4 | 3 |
Свободно | 10 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |